+ Увеличить шрифт | + Уменьшить шрифт

ГДОУ детский сад №84

Среда, 15.05.2024, 13:54

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | О чём говорить с ребёнком в семье. Диалог или монолог? | Регистрация | Вход

О чём говорить с ребёнком в семье.

Диалог или монолог?

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребёнка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребёнком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике;  у них не будет секретов от родителей. Ребёнок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи.

Некоторые родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так как он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду, обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5 – 6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни её уже недостаточно, и ребёнок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое, придумывать сказки на заданную тему.

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребёнку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и всё про него расскажи, а я буду отгадывать.

Можно предложить игру «Весёлые путешественники». Ребёнок представляет, что он летит на самолёте, едет на поезде, плывёт на пароходе, идёт пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы… Родители должны отгадывать место «путешествия».

Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребёнка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Детям 6 – 7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображёнными на картинке, и что будет потом или рассказать от своего лица.

Ещё до школы рекомендуется научить ребёнка составлять рассказы, сказки. Самый лёгкий вид такого творчества – составление рассказов по 3 – 4 опорным словам.  Можно предложить составить рассказ, начатый родителем.

Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки могут придумать родители.

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031