О чём говорить с ребёнком в семье.
Диалог или монолог?
Уважаемые
родители! Умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых,
обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать
про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего
ребёнка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки
будут ему необходимы в школе.
Устная речь
человека существует в двух формах: диалогической и монологической.
Для диалога
характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию
помогают мимика, жесты, интонация.
С детства
ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с
близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные
разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребёнком имеет особое значение, так как
влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители
много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют
правильную речь.
Взрослые в
разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про
его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким и в дальнейшем уже сами
рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребёнок
очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с
кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда
говорить с отдельными членами семьи.
Некоторые
родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так
как он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует
каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и
другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.
Темы для индивидуальных бесед очень
разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных
и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду,
обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5 – 6 лет значительно расширяется:
космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы
должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать, что
взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он
учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам
просить вас послушать про его дела.
Диалогической
речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни её уже недостаточно,
и ребёнок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных
фильмов, т.е. пользуется монологической речью.
Монолог – речь
одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий,
связанность рассказа.
Большинство
детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют
последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа,
кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают
слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не
хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать
знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три
предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок,
рассказывать увиденное, пережитое, придумывать сказки на заданную тему.
Ребёнок
старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания
о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребёнку
отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он
деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За
ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и всё
про него расскажи, а я буду отгадывать.
Можно
предложить игру «Весёлые путешественники». Ребёнок представляет, что он летит
на самолёте, едет на поезде, плывёт на пароходе, идёт пешком по стране:
описывает воображаемые города, леса, горы… Родители должны отгадывать место
«путешествия».
Как научить
ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет
сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и
сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки.
При просмотре спрашивать ребёнка о том, что он видит. После просмотра следует
составить рассказ по картинке.
Детям 6 –
7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к
иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями,
изображёнными на картинке, и что будет потом или рассказать от своего лица.
Ещё до школы
рекомендуется научить ребёнка составлять рассказы, сказки. Самый лёгкий вид
такого творчества – составление рассказов по 3 – 4 опорным словам. Можно предложить составить рассказ, начатый
родителем.