Дидактические
упражнения.
Во время прогулок,
одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно
проводить с ребёнком дидактические упражнения.
Во время обеда, ужина
использовать можно такие пословицы: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к
обеду».
Если ребёнок
выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего
не сделаешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из
пруда», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Лентяю всё некогда».
Выходные дни
желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для
пополнения знаний и словаря. Также для развития речи и обогащения словаря очень
полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще
всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребёнком, во время
принятия пищи (про продукты питания).
«Белый камень в воде
тает» (сахар).
«Без окон, без дверей
полна горница людей» (огурец).
Во время прогулки
можно загадывать загадки про явления природы:
«Сам не бежит, а
стоять не велит» (мороз).
«Невидимка ходит в
лесу, все деревья раздевает» (осень).
Со старшими дошкольниками
рекомендуется организовывать семейные вечера загадок, пословиц. Выигравший
получает приз – книгу, конфету, игрушку.
Родители должны
следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить,
пришить, вышивать, зашивать), которые дети нередко путают, объяснять переносные
значения («золотые руки», «каменное сердце»).
В речи детей мало
употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребёнок должен ответить:
рыжая, хитрая, пушистая и т.д.
Словами «хорошая»,
«красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их
поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не
«большое».