Сетевое взаимодействие
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Таким образом, преемственность должна строиться:
- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
- на единых целях воспитания и обучения детей;
- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Чтобы у воспитанников подготовительной группы адаптация при выходе из детского сада прошла наиболее успешно, мы – воспитатели детского сада, совместно с администрацией и педагогами «Средняя общеобразовательная школа №195» Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга разработали план работы по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным звеном образования.
Цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи:
-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
План работы по обеспечению преемственности
между дошкольным и начальным звеном образования.
Сроки |
Мероприятия |
Ответственные |
Итоговый документ |
Сентябрь
|
Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы |
Заведующий ГБДОУ и завуч нач.школы |
План по реализации преемственности |
Заседание творческой группы (1 раз в месяц ). Постановка цели и задач творческой группы. |
Руководитель творческой группы
|
Протокол заседания |
|
Диагностика особенностей психических процессов и социальных навыков детей подготовительной к школе группы детского сада. |
Воспитатели, учителя, педагог- психолог |
Диагностические карты, аналитическая справка |
|
Проведение праздника «День Знаний» |
Музыкальный руководитель, воспитатели групп |
Сценарий праздника «День знаний» |
|
Октябрь |
Построение единой содержательной линии, обеспечивающей успешный переход на следующую ступень образования (взаимное ознакомление, анализ образовательных программ) |
Воспитатели подготовительной группы, учитель начальных классов |
|
Анализ развивающей среды в подготовительной к школе группе. |
Творческая группа |
Справка-отчет |
|
Оформить уголки для игр в школу в группах |
Творческая группа, воспитатели группы |
Атрибуты для игр |
|
Ноябрь
|
Сделать подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами» |
Воспитатели подготовительной группы Творческая группа |
|
Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников |
Творческая группа Воспитатели групп, |
Тематические папки |
|
Выступление первоклассников перед дошкольниками |
Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы |
Фоторепортаж о выступлении |
|
Декабрь |
Родительское собрание «Помочь учиться» (психолого-социальная готовность ребёнка к школе). |
Учителя начальных классов |
Протокол |
Экскурсия детей подготовительной группы в школу (выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе») |
Воспитатели, завуч, учителя начальной школы |
Фоторепортаж об экскурсии Альбом детских рисунков |
|
Совместное проведение праздника «Новый год» |
Муз. руководитель педагоги ДОУ |
Сценарий праздника |
|
Январь Февраль
|
1. Консультация для родителей «Кризис 6-7 лет» |
Воспитатели групп |
Папка-передвижка |
2.Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), |
Воспитатели групп |
Материалы беседы |
|
Проведение открытого урока в начальной школе. Проведение открытого занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений. |
Учитель нач.школы Воспитатели подготовительной группы |
Конспекты занятий |
|
Консультация для родителей: «Скоро в школу» |
Воспитатели подготовительной группы |
Папка-передвижка |
|
Март |
Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Зачем учиться в школе» |
Воспитатели групп |
Материалы беседы |
«День открытых дверей» в школе для родителей |
Завуч нач.школы |
|
|
Занятие «Сочинение письма ученикам первого класса» |
Воспитатели подготовительной группы |
Письмо ученикам первого класса |
|
Апрель |
Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада |
медсестра д\с |
Карты здоровья детей |
Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники» Альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики Иллюстрации «Все о школе» |
Воспитатели родители, педагоги детского сада |
Фотоотчет
Материалы |
|
Организация театрального спектакля |
Рук.театрального кружка, муз.руководитель |
Фотоотчет |
|
Май |
Педагогическая пропаганда среди родителей с целью повышения уровня родительской компетентности в области подготовки к школе - просмотр итогового занятия детей подготовительной к школе группе |
Воспитатели группы |
Конспект занятия Фотоотчет
|
Диагностика психологической готовности детей подготовительной группы к школе (познавательная сфера, школьная мотивация, эмоционально- эффективная сфера). |
Воспитатели, педагог - психолог. |
Диагностические карты Аналитическая справка |
|
Выпускной бал |
Музыкальный руководитель, Воспитатели |
Сценарий праздника «Выпуск в школу» |
|
Подведение итогов работы творческой группы: трудности, задачи на следующий учебный год. |
Творческая группы
|
Отчет о работе творческой группы |
|
В течение года |
Консультационный пункт для родителей будущих первоклассников («Что такое психологическая готовность к школе», «Игры, которые помогут подготовить ребёнка к школе», «Практические рекомендации по подготовке руки ребёнка к письму», «Развиваем речь ребёнка» и др.) |
Старший воспитатель, воспитатель подготовительной группы, учителя начальных классов. Учитель-логопед, педагог-психолог |
Тематические папки
|
Литература для педагогов
Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. Доронина М.А.
http://www.pedlib.ru/Books/3/0248/3_0248-1.shtml
Лето самое время использовать огромный потенциал игр. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий . Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. Статья: Воспитание детей раннего возраста http://www.pedlib.ru/Books/6/0092/6_0092-1.shtml
Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.——СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.
http://www.pedlib.ru/Books/1/0119/1_0119-1.shtml
Профессиональная подготовка специалистов включает усвоение теории развития детской речи и овладение умениями управлять процессом развития речи и речевого общения. Если Вы испытываете трудности организации одного из видов работы по развитию речи, читайте.....
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
http://www.pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-1.shtml
Как быть, когда замечаешь, что ребенок, пережив эмоциональное потрясение, плохо спит и ест, испытывает трудности в общении, с трудом усваивает учебный материал? Как уберечь его от пагубного влияния стресса? И возможно ли «уберечь»?В этом Вам поможет антистрессовая гимнастика.
Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации). Ч.1/ О.И Артюкова, Т.В.Теличко/ --Cамара: Изд-во «НТЦ», 2003. - 48с.
http://www.pedlib.ru/Books/3/0336/3_0336-1.shtml
Литература для родителей
Полезные ссылки
"Только тот кто учится сам - сможет научить другого"
Представляем полезные ссылки на сайты, материал которых несомненно будет полезен педагогам, не только начинающим, но и тем, кто находится в постоянном поиске.
Министерство образования и науки РФ
http://mon.gov.ru/
Журнал "Дошкольное образование"
http://dob.1september.ru/
Педсовет. Дошкольное образование http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1128/Itemid,118/
Методкабинет. Дошкольное образование
http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Doshkol.html
Официальный портал
Администрации Санкт-Петербурга
www.gov.spb.ru
Портал детской безопасности
www.spas-extreme.ru/
Пожарная безопасность
www.fire.mchs.gov.ru
Федеральный портал "Российское образование"
www.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru
Культура безопасности
www.culture.mchs.gov.ru
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
www.mon.gov.ru
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
window.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru
Портал "Петербургское образование"